Меню
Логотип компании Таможенный брокер ВЕНТУРА
г.Москва, ул. Большая Пионерская, д.15, стр.1, пом.II

«Выпуска нет, но вы держитесь»: в ЦЭД рассказали об особенностях взаимодействия с участниками ВЭД

«Выпуска нет, но вы держитесь»: в ЦЭД рассказали об особенностях взаимодействия с участниками ВЭД

Диспетчеризация зашагает по стране

    О поэтапном внедрении технологии автоматической диспетчеризации деклараций (ДТ) замначальника главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Григорий Боярский говорил ещё в начале 2019 года. По словам Боярского, технология будет учитывать компетенцию таможенного органа по видам товаров и транспорта, место налогового учёта декларанта, место нахождения товара, время работы центров электронного декларирования (ЦЭД), нештатные ситуации (НШС) и другие факторы. В таможенном ведомстве рассчитывают, что такое распределение, перенаправление таможенных деклараций между инспекторами таможенных органов разных федеральных округов станет доступно с февраля 2020 года. Но на местах сомневаются: по мнению инспекторов, опцию удастся реализовать не раньше, чем к будущей осени.

    Вместе с тем участники ВЭД сообщают, что в ЦЭД Московской областной таможни (МОТ) такая технология уже реализована: «Подаёте в МОТ в «час пик» — ДТ закидывается автоматически в другой таможенный орган региона». Но, по словам декларантов, оформление перенаправленных ДТ идёт сложно — «инспекторы к такому не готовы».

    Распределение же по видам транспорта пока отсутствует. Балтийский ЦЭД, например, оформляет товары, прибывшие всеми видами транспорта. В ФТС, однако, «неформально попросили» рекомендовать участникам ВЭД оформлять грузы, которые прибывают не морским транспортом, на других ЦЭД: «Что морем не прибывает — рассматривайте, пожалуйста, другие органы декларирования, которые по специфике больше подходят».

    Напомним, что Балтийский ЦЭД скоро заберёт на себя оформление всех морских грузов региона — Архангельск, Мурманск, Усть-Луга. По словам представителя Балтийской таможни, в ведомстве с середины октября ждут приказ Минфина: «ДТ будет «лететь» не по месту подачи, а по месту нахождения ЦЭД»

Коэффициент сложности

     Внутри самих ЦЭД функция автоматической диспетчеризации декларации конкретному инспектору уже реализована.

     «Каждая декларация имеет свою «стоимость» в баллах. У ДТ, которой ещё не присвоен номер, базовый коэффициент 0,7. Далее в зависимости от сложности он умножается на повышенный коэффициент — если, например, преференциальный товар, то на полтора, если в ДТ больше десяти товаров — ещё умножается. Сумма баллов по всем ДТ формирует общую нагрузку инспектора. Например, если у одного инспектора три декларации по одному товару и без преференций, а у другого — одна ДТ на двести товаров и две с сертификатами о происхождении, то очередную ДТ фильтр перераспределит первому, у которого общий балл меньше», — рассказывает инспектор ЦЭД Балтийской таможни.

     Такое распределение происходит автоматически за исключением нештатных ситуаций и сбоев в диспетчеризации. В случае форс-мажора декларацию перенаправить «вручную» другому инспектору может только заместитель начальника отдела таможенного оформления. При этом инспекторы на посту не видят общей картины, а только распределённые непосредственно им декларации.

Выпуска нет, но вы держитесь

     Много проблем при работе с декларациями инспекторам ЦЭД создают недостатки программного обеспечения. Так, например, программа не уведомляет инспектора, что четырёхчасовой срок принятия решения по ДТ истёк — инспекторы вынуждены вести собственные записи на бумаге. В ЦЭД просят не стесняться и «напоминать» инспекторам об истекающем сроке по «горячей линии».

     «Если есть вопрос по скоропорту, или в течение четырёх часов не выставили запрос — позвоните, вам только скажут спасибо, потому что контроль за сроками жёсткий. Инспектор объективно может просто не увидеть — программа не доработана в этой части и, наверное, уже не будет. Нам с февраля 2020 обещают глобальное обновление программного средства — некую единую платформу. Летом была презентация, обещают самолёт», — говорит инспектор ЦЭД.

     При этом в таможне предупреждают, что внедрение «самолёта» однозначно повлечёт за собой глобальные НШС и задержки в оформлении: «Вы же помните. Из последнего — лицевые счета. Мы всё понимаем, вам сочувствуем, но проблемы будут 100%, и они ещё помножены на объёмы ЦЭД. Как говорится, выпуска нет, но вы держитесь».

Помогите выбраться из завала!

     Просят в ЦЭД войти в положение инспектора и в другом случае — при представлении документов по условному выпуску: отправленные в «Аист» (программный продукт таможни — прим. ред.) документы по условно выпущенным товарам «падают» ко всем документам, поступившим после выпуска, включая обращения о внесении изменений в ДТ. В результате в базе скапливается бесчисленное множество таких неотсортированных документов. «На этапе представления вами документов мы видим декларации всего поста, а не только свои. В среднем тысяча деклараций в день, представьте, сколько копится всего, а инспектор потом виноват, что не отследил ваш документ по условному. Кидаете в электронике — классно, но найдите возможность предупредить по «горячей линии» или напишите в ОДО (отдел документационного обеспечения — прим. ред.), что в рамках доппроверки направлены такие-то документы по такой-то ДТ», — говорят инспекторы.

Утро вечера мудренее

    Напомнили в ЦЭД и о том, что сертификаты происхождения (сертификаты формы «А») не нужно подавать в ЦЭД. Новая схема взаимодействия заработала с лета, когда ФТС издала распоряжение № 155-р. Технология проста: участник ВЭД подаёт ДТ, указывая документ с преференциальным кодом. После регистрации инспектор внутреннего таможенного поста выставляет запрос на представление оригинала — нужно указать тот таможенный орган, в который отдали сертификат.

    В ЦЭД обращают внимание и на то, что выпустить товар с преференцией «день день», если ДТ подали в 19 часов или позже, шансов нет — в этом случае требуется согласование с руководством поста: «К вечеру нагрузка возрастает серьёзно, пропускная способность падает в три раза. Сейчас более менее выравнивается ситуация, но проще подать ДТ с утра».

    Несмотря на то, что в ЦЭД признают факт серьёзного снижения уровня профессионализма среди инспекторского состава, обращают там внимание и на падение уровня подготовки декларантов и таможенных представителей: «Общий профессиональный уровень упал. Доступность инструментов таможенного декларирования не лучшим образом сказывается. Услуги стоят дешёво, высококлассных специалистов держать сложно. Но это общий тренд с обеих сторон».

19.11.2019 11:58